`

Навiны 2018/2019

18.10.2018 в группе ЭУ-11 экономического факультета в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины заведующим кафедрой философии В.К.Степанюк проведена дискуссия на тему «Экологические ценности культур населения Беларуси и Туркменистана». Экологическая идея является высшим структурным элементом национальной культуры, так как она концентрирует в своем содержании наиболее определяющие и стимулирующие для личности и общества положения: сознательное, мотивированное духовными потребностями, экологически и социально ответственное отношение к проблемам природы, к собственному здоровью и поведению, к интересам общества.

Активное участие в дискуссии приняли студенты из Туркменистана Оразгельдиев Юнус и Базаров Арслан, которые рассказали о проблемах экологии и демографии своей республики.

В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины старший преподаватель Цацарин В. В. 18 октября 2018 провёл в группе ФК-22 факультета физической культуры дискуссию на тему «Как не потерять себя в современном информационном потоке». Поток информации, обрушивающийся на современное молодое поколение, может пошатнуть устоявшиеся компоненты формирующейся личности. Умение рассуждать и мыслить – одно из ключевых в сохранении самоидентификации.

В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины старший преподаватель Цацарин В. В. провёл 18 октября 2018 года в группе ФК-23 факультета физической культуры дискуссию «Роль семьи в информационную эпоху». В современной западной культуре наметились трансформации в понимании сущности семьи. Брать ли их за ориентир, или придерживаться консервативных взглядов по данному вопросу?

17 октября 2018 доцент Малахов Д. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины провёл в группах магистрантов 18 и 19 беседы на тему «Роль человека в мире ноосферы». Концепция ноосферы В. И. Вернадского меняет позицию и роль человека в мире. Магистранты порассуждали о приемлемости теории для современного общества.

16 октября 2018 доцент Малахов Д. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины провёл в группах магистрантов 15, 16 и 17 беседы на тему «Роль человека в мире ноосферы». Были рассмотрены проблемы сложной экологической ситуации современной цивилизации. Обсуждены основоположения теории ноосферы В. И. Вернадского и изменение роли и статуса человека в новой цивилизационной системе существования.

В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины старший преподаватель Цацарин В. В. провёл 16 октября 2018 года в группе ФК-21 факультета физической культуры дискуссию «Роль семьи в информационную эпоху». Были обсуждены классические трактовки семейно-брачных отношений и их трансформация в современной западной культуре.

15 октября 2018 года в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины старший преподаватель Цацарин В. В. провёл в группе ГР-21 геолого-географического факультета ряд воспитательных мероприятий:

1. Беседа «Понимание долга и морали И. Кантом» помогла студентам задуматься о принципах, на которых основывается человеческая мораль и нравственность. Человек, по Канту, должен придерживаться норм морали и выполнять свой долг, потому что он – человек.

2. Круглый стол «Белорусские мыслители о патриотизме» подытожила подготовленную студентами информацию о философских взглядах отечественных мыслителей. Тема любви к Родине и служения ей характерна для взглядов многих наших соотечественников разных эпох.

3. Дискуссия «Экологизация современного философского мышления» продемонстрировала разницу в понимании места человека в мире, характерного для разных эпох: от царя природы до соразвития с ней.

4. Круглый стол «Философский плюрализм и неклассическая философия» помогла сориентироваться в ситуации современного многообразия философских подходов. Философия демонстрирует важное качество, необходимое для современной цивилизации: умение понимать другого.

11 октября 2018 старший преподаватель Цацарин В. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины провёл со студентами группы ФК-22 факультета физической культуры круглый стол «Философы о бытии и смысле жизни человека». Смысл жизни – один из краеугольных моментов философии. Мыслители прошлого предлагали немало актуальных для нас идей по названной теме.

В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины старший преподаватель Цацарин В. В. 11 октября 2018 провёл в группе ФК-23 факультета физической культуры дискуссию на тему «Как не потерять себя в современном информационном потоке». Были затронуты проблемы личностной самоидентификации в информационном обществе.

Доцент Малахов Д. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины 10 октября 2018 года провел в группах магистрантов 18 и 19 круглые столы на тему «Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации». Обсуждалась сложная экологическая обстановка в современном мире и предлагаемые пути выхода из нее.

10 октября 2018 года группа И-21 во главе со старшим преподавателем кафедры философии Цацариным В. В. и примкнувшие к ней добровольцы приняли активное участие в уборке моркови на поле ОАО «Комбинат Восток» около деревни Красный Маяк. Работали дружно, успевали и на передовых позициях находиться, и хорошее настроение поддерживать. Погода на этот раз была к нам благосклонна. Светило солнце, было для октября тепло.

В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины старший преподаватель Цацарин В. В. 9 октября 2018 провёл в группе ФК-21 факультета физической культуры дискуссию на тему «Как не потерять себя в современном информационном потоке». Была предпринята попытка разобрать положительные и отрицательные моменты информационного существования человека.

Доцент Малахов Д. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины провел в магистрантских группах 15, 16 и 17 9 октября 2018 года круглые столы на тему «Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации». Были обсуждены особенности идеи коэволюции природы и общества как варианта выхода из сложной экологической ситуации, в которой находится современная цивилизация.

6 октября 2018 года в рамках совместного проекта ГУО «Центр творчества детей и молодёжи Новобелицкого района г. Гомеля» и кафедры философии ГГУ им. Ф. Скорины «Знакомство с профессиями» состоялось мероприятие с учащимися СШ № 2 и СШ № 4. Встречу провели старший преподаватель кафедры философии Цацарин В. В. и студент группы И-41 исторического факультета Бова К. Они рассказали о профессии историка, факультете и особенностях обучения в вузе и на нашем факультете в частности. Была показана презентация, знакомящая с историческим факультетом и его известными выпускниками.

4 октября старший преподаватель Цацарин В. В. провёл в группе ФК-22 факультета физической культуры ряд мероприятий в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины. Беседа «Понимание долга и морали И. Кантом» нацелила студентов на рассуждения о смысле и сути человеческой морали. Понятие «долг» – один из краеугольных каменей системы немецкого мыслителя. Круглый стол «Белорусские мыслители о патриотизме» подытоживала материал, подготовленный студентами по белорусской философской мысли, где тема любви к Родине – одна из ведущих. Дискуссия «Экологизация современного философского мышления» – попытка обсудить возможные пути выхода их современного экологического кризиса. Круглый стол «Философский плюрализм и неклассическая философия» формировал поликультурное мышление. На конкретных примерах подтверждался тезис о современном плюрализме философских подходов.

4 октября 2018 старший преподаватель Цацарин В. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины провёл со студентами группы ФК-23 факультета физической культуры круглый стол «Философы о бытии и смысле жизни человека». Обсуждались идеи философов разных школ и направлений о назначении человека, особенностях его существования и смысле человеческого бытия.

3.10.18. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины доцент Малахов Д. В. провел в магистрантских группах 18 и 19 воспитательные беседы «Бытие человека и время». Обсуждавшиеся проблемы будут полезны и с фундаментальной (формирование смысло-жизненных ориентиров), и с прикладной (умение планирования собственной деятельности) точки зрения.

2 октября 2018 доцент Малахов Д. В. провёл с магистрантами групп 15, 16 и 17 воспитательные беседы «Бытие человека и время» в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины «Философия и методология научного исследования». Обсуждались проблемы человеческого существования, роль времени как объективного фактора, которому подвластна жизнь человека.

2 октября 2018 старший преподаватель Цацарин В. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины провёл со студентами группы ФК-21 факультета физической культуры круглый стол «Философы о бытии и смысле жизни человека». Были заслушаны и обсуждены идеи мыслителей прошлого о назначении человека, особенностях его существования и смысле человеческого бытия.

1 октября 2018 в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины старший преподаватель Цацарин В. В. провёл в группе ГР-21 воспитательную беседу «Философы древности о человеке и государстве». Были обсуждены идеи, высказанные п обозначенной теме Конфуцием, Сократом, Платоном, Аристотелем и Эпикуром.

27 сентября 2108 года старший преподаватель Цацарин В. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины («Философия») провёл в группе ФК-23 воспитательные мероприятия:

1. Беседа «Понимание долга и морали И. Кантом» посвящалась интерпретации немецким философом понятия «человеческий долг». Почему человек должен быть моральным? Страх наказания (человеческого или божественного) или желание поощрения (в посюстороннем или потустороннем мире) – всё это, п И. Канту причины внешние. Внутреннее побуждение просто: должен, ибо он – человек!

2. Круглый стол «Белорусские мыслители о патриотизме» подытожила подготовленную студентами информацию о философских взглядах отечественных мыслителей. Тема патриотизма присуща взглядам многих из них.

3. Дискуссию «Экологизация современного философского мышления показала различия в трактовках места человека в мире. Образ и подобие Бога в Средневековье, центр мира в эпоху Возрождения, разумное существо, призванное подчинить себе природу и использовать её богатство в философии XVII – XIX вв. К чему привёл такой подход демонстрирует сегодняшний экологический кризис. Пути его преодоления предлагаются разные. Об идее коэволюции порассуждали студенты.

4. Круглый стол «Философский плюрализм и неклассическая философия» демонстрировал разницу философского мышления классического и неклассического типов. Философия отказалась от попыток дать всеобъемлющую картину мира и сосредоточилась на конкретных проблемах различных сфер бытия. Умение учесть чужое мнение и отличные от собственных взгляды – путь к взаимопониманию и в малом коллективе, и на планетарном уровне.

27 сентября 2018 г. старший преподаватель Цацарин В. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины провёл в группе ФК-22 факультета физической культуры воспитательную беседу на тему «Философы древности о человеке и обществе». Были представлены точки зрения таких известных мыслителей прошлого, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и Эпикур на озвученную тему. Может ли человек жить вне общества? Разделимы ли общество и государство? Что важнее: личное счастье или выполнение общественных (государственных) обязанностей? Активное участие студентов в обсуждении показало «вечность» темы.

26 сентября 2018 года доцент Д. В. Малахов в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины провёл с магистрантами групп 18 и 19 дискуссии воспитательного характера на тему «Онтология человеческой субъективности». Они были направлены на формирование навыков самопознания. Обсуждались проблемы существования духовного: эмоций, знаний, и пр. Насколько всё это субъективно? Имеют ли идеи независящее от конкретного человека существование? Эти проблемы были обсуждены.

25 сентября 2018 года доцент Д. В. Малахов в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины провёл с магистрантами групп 15, 16 и 17 дискуссии воспитательного характера на тему «Онтология человеческой субъективности». Были обсуждены вопросы, касающиеся субъективной составляющей бытия человека: важность внутренних побудителей деятельности индивида; бытие идей, ставших частью мировой культуры; эмоциональная сфера и её влияние на ход объективных (не зависящих от конкретного человека) процессов. Дискуссия помогла магистрантам пополнить знания о собственном внутреннем духовном мире.

25 сентября 2018 г. старший преподаватель Цацарин В. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины провёл в группе ФК-21 факультета физической культуры несколько воспитательных мероприятий.

1. беседу «Понимание долга и морали И. Кантом». Немецкий мыслитель предложил уникальную трактовку морального долга. Человек должен поступать в соответствии с нормами морали потому, что он человек. Боязнь наказания и надежда на поощрение рассматривались как необязательные мотивы. Студенты высказали собственное отношение к данной проблеме.

2. круглый стол «Белорусские мыслители о патриотизме». Наши мыслители прошлого часто рассуждали о любви к Родине. Ф. Скорина даже выразил это чувство в яркой, поэтической форме. Произошёл обмен мнениями о важности темы в продолжающийся Год Малой Родины.

3. дискуссию «Экологизация современного философского мышления. Идея коэволюции природы и общества». Долго господствовавшие в западном мышлении идеи антропоцентризма (человек – главное существо на планете) явились одним из факторов имеющего место экологического кризиса. Философия ХХ века предложила смену «курса»: учёт интересов природы, забота о ней, сосуществование общества и природы. Свои мысли об этом высказали обучающиеся.

4. круглый стол «Философский плюрализм и неклассическая философия». Студенты подготовили сообщения о разных школах неклассической философии. Какая из них более правильная и важная? Или все подходы равнозначны и имеют собственную ценность? Возможно ли сосуществование разнообразных мнений и подходов? Эти вопросы оказались в центре внимания.

21 сентября 2018 года старший преподаватель Цацарин В. В. проводил семинарское занятие по философии в группе КДСз-11 заочного факультета культуры. В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины он провёл беседу «Философы древности о человеке и государстве». Студенты обсуждали проблемы взаимоотношений человека и государства, идеи, предлагавшиеся по данной проблеме в системах Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля и Эпикура.

20 сентября 2018 года старший преподаватель Цацарин В. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин на семинарском занятии по философии в группе ФК-22 факультета физической культуры провёл три воспитательные беседы, направленные на формирование культуры самопознания и мировоззрения.

На первой Роль философии в формировании мировоззрения человека» обсуждались варианты формирования мировоззрения человека, различных компонентов его структуры. Была отмечена важность философских построений в данном процессе.

Вторая тема «Взаимосвязь мировоззрения и философии» дала возможность осознать разницу между разными типами мировоззрения (обыденным, философским, религиозным и пр.). Была показана ограниченность обыденного мировоззрения и важность научных и философских концептов в мировосприятии современного человека.

Третья «Философия и нормы морали: влияние и взаимодействие» касалась возникновения философии. Студенты обсудили взаимосвязь принятых в обществе норм морали и философии.

20 сентября 2018 года старший преподаватель Цацарин В. В. проводил семинарское занятие по философии в группе ФК-23 факультета физической культуры. В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины он провёл круглый стол «Философы древности о человеке и государстве». Были обсуждены проблемы, затронутые Конфуцием, Сократом, Платоном, Аристотелем и Эпикуром о способах взаимодействия между человеком и государством.

19 сентября доцент Малахов Д. В. во время семинарского занятия с магистрантами дневной формы обучения в группе 8 по предмету «Философия и методология науки» в рамках повышения воспитательного потенциала дисциплины провёл воспитательные беседы.

Поликультурному воспитанию посвящена тема «Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления». Были обсуждены особенности осмысления мира на Востоке и Западе и те результаты в общественном развитии, к которым эти особенности привели.

«Тема патриотизма в философской мысли Беларуси». Мыслители прошлого стремились не только к просвещению, но и к патриотическому воспитанию простых людей. Уже у Кирилла Туровского можно найти патриотические интенции. Ф. Скорина воспел это чувство в очень образной, поэтической форме. Даже в условиях господства чужой культуры, мыслители обращали внимание на любовь к своей Родине.

«Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности» касается важности определения ценностных ориентаций, присущих современному человеку. Нужна ли философия в век информационных технологий. Заменят ли СМИ философию в формировании личностных качеств?

19 сентября доцент Малахов Д. В. во время семинарского занятия с магистрантами дневной формы обучения в группе 9 по предмету «Философия и методология науки» в рамках повышения воспитательного потенциала дисциплины провёл воспитательные беседы.

О разнице в подходах к осмыслению действительности и места в ней человека обсуждалось в беседе «Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления». Формирование поликультурного мышления, терпимости к иному мировосприятию важно для сохранения цивилизации.

«Тема патриотизма в философской мысли Беларуси». Можно сказать, что это «вечная» для нашей территории тема. Во время военных действий и в периоды мирного развития мыслители территории Беларуси не стеснялись высказывать важность любви к Родине.

Может ли личность сформироваться без философии? Жить полноценно, а не просто существовать? Беседа «Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности» дала возможность магистрантам обсудить эти вопросы.

18 сентября доцент Малахов Д. В. во время семинарского занятия с магистрантами дневной формы обучения в группе 5 по предмету «Философия и методология науки» в рамках повышения воспитательного потенциала дисциплины провёл воспитательные беседы.

Тема первой – «Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления» формировала поликультурное мышление. Была обсуждена разница между восприятием мира у восточного и западного мыслителя.

Вторая касалась формирования уважительного отношения к собственной Родине. «Тема патриотизма в философской мысли Беларуси» затронула развитие философской мысли нашей страны. Патриотическая тематика присуща многим нашим философам прошлого.

Третья затронула проблемы личностного развития: «Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности». Были отмечены те компоненты структуры личности, которые невозможно сформировать без философской рефлексии.

18 сентября 2018 года старший преподаватель Цацарин В. В. проводил семинарское занятие по философии в группе ФК-21 факультета физической культуры. В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины была проведена дискуссия «Древние философы о человеке и государстве». Студентам были предложены проблемные ситуации, посвящённые отличию подхода к функционированию и устройстве государства в теориях Конфуция, Платона и Аристотеля. Также были рассмотрены взгляды на то, как человек может достичь счастья, доминировавшие в классической античной философии (Платон, Аристотель) и в эпоху эллинизма (Эпикур).

18 сентября доцент Малахов Д. В. во время семинарского занятия с магистрантами дневной формы обучения в группе 6 по предмету «Философия и методология науки» в рамках повышения воспитательного потенциала дисциплины провёл воспитательные беседы.

Первая – «Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления» имела целью поликультурное воспитание. Обсуждалась разница стиля философствования, а, следовательно, и культурных, цивилизационных традиций Востока и Запада.

«Тема патриотизма в философской мысли Беларуси». Без изучения истории, в том числе и истории философии сложно сформировать патриота своей страны. А это важно в любое время. О том, как данная тема освещалась нашими мыслителями прошлого, обсуждали магистранты.

Тема «Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности» является более теоретической. Важность философских концепций в формировании личности неоспорима. Аксиологическая проблематика – неотъемлемая часть современной философии.

18 сентября доцент Малахов Д. В. во время семинарского занятия с магистрантами дневной формы обучения в группе 7 по предмету «Философия и методология науки» в рамках повышения воспитательного потенциала дисциплины провёл воспитательные беседы.

«Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления» демонстрировала разницу в восприятии мира и собственного места в нём, присущую мыслителям восточной и западной цивилизаций. Найти гармонию между названными подходами, означает ли это выход на новый уровень глобализации?

«Тема патриотизма в философской мысли Беларуси» касалась важнейшей задачи: формирования достойного гражданина Беларуси. Данная же тема была актуальна в философских размышлениях отечественных мыслителей разных эпох.

«Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности» определила особый статус философии в деле личностного развития человека. Без ценностей личность не существует. А без философии сложно говорить о ценностных ориентациях.

18 сентября 2018 года в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины («Философия») на семинарском занятии в группе М-41 (факультет математики и технологий программирования) старшим преподавателем Цацариным В. В. были проведены воспитательные мероприятия: 1. Беседа «Роль философии в формировании мировоззрения человека». Были определены факторы, определяющие мировоззрение и вклад философских систем, которые, с одной стороны, несут точные взгляды на мир (схожи с наукой), с другой, – направлены на формирование смысла жизни человека. 2. Дискуссия «Взаимосвязь мировоззрения и философии» оставила и решила проблемы, что в мировоззрении современного человека может быть отнесено к философии. 3. Беседа «Философия и нормы морали: влияние и взаимодействие» сосредоточила внимание на времени возникновения философии. Какие общепринятые нормы тогдашние мыслители возводили в ранг всеобщих? Прав ли был Сократ, связывая знание и мораль? Что из древних систем может применять современный человек? Студенты рассуждали на эти темы.

17 сентября 2018 года старший преподаватель Цацарин В. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин на семинарском занятии по философии в группе ГР-21 геолого-географического факультета провёл ряд бесед воспитательного характера. Первая из них – «Роль философии в формировании мировоззрения человека» – выявляла факторы, определяющие мировосприятие людей и отмечала значение философских систем в осмыслении мира.

Тема второй – «Взаимосвязь мировоззрения и философии» – показала студентам отличия мировоззрения и философии. В повседневной жизни мы ориентируемся с помощью обыденного мировоззрения. Но современный человек получает информацию не только при помощи собственного опыта и наблюдений. Научные теории, философские концепции явно или скрыто присутствуют в «повседневной» информации и влияют на человеческое сознание. Умение их выделять формировалось во время обсуждения.

Третья проблема – «Философия и нормы морали: влияние и взаимодействие» показывала роль общечеловеческих норм и правил в жизни общества и конкретного человека и их вклад в появление философии.

В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин старший преподаватель Цацарин В. В. на занятиях с группой ФК-21 11 сентября 2018 провёл несколько воспитательных мероприятий. Во-первых, состоялась беседа «Роль философии в формировании мировоззрения человека». Студентам было предложено порассуждать о том, как формируются взгляды человека на мир, что именно вносит философия в этот процесс.

Была обсуждена тема «Взаимосвязь мировоззрения и философии». Любая ли философская система является мировоззренческой? У всех ли людей в мировоззрении присутствуют философские компоненты? Когда философия оказывала наибольшее влияние на человека? В режиме диалога эти проблемы были обсуждены.

Рассуждая о возникновении философии, группа постаралась осветить проблему «Философия и нормы морали: влияние и взаимодействие». Мораль – это важнейший компонент человеческого общежития. Некоторые мыслители отводят ей роль в антропогенезе даже большую, чем формированию трудовых навыков.

13 сентября 2018 года проходили занятия по философии в группе ФК-23 факультета физической культуры. В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин старший преподаватель Цацарин В. В. провёл воспитательные мероприятия.

На тему «Роль философии в формировании мировоззрения человека» было предложено рассуждение о том, какие компоненты мировоззрения может сформировать философия. И можно ли обойтись без неё, оставаясь цивилизованным человеком.

Беседа «Взаимосвязь мировоззрения и философии» затронула проблемы исторической сущности мировоззрения. Обсуждались разные эпохи и то влияние, которое могла оказать философия на формирование взглядов людей на мир.

Среди факторов, повлиявших на развитие содержательных компонентов философии, всегда были нормы и ценности, принятые в обществе. Об этом говорилось при обсуждении темы «Философия и нормы морали: влияние и взаимодействие». Одни философы были ярыми сторонниками морали, другие их критиковали и переоценивали. Почему так было, пытались понять студенты-физкультурники.

С трудовых будней начался учебный год на кафедре философии – в конце августа преподаватели кафедры В.А. Одиноченко, В.В. Цацарин и А.Д. Павловец приняли активное участие в покраске аудиторий корпуса 2.