25 сентября 2018 г. старший преподаватель Цацарин В. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины провёл в группе ФК-21 факультета физической культуры несколько воспитательных мероприятий.
1. беседу «Понимание долга и морали И. Кантом». Немецкий мыслитель предложил уникальную трактовку морального долга. Человек должен поступать в соответствии с нормами морали потому, что он человек. Боязнь наказания и надежда на поощрение рассматривались как необязательные мотивы. Студенты высказали собственное отношение к данной проблеме.
2. круглый стол «Белорусские мыслители о патриотизме». Наши мыслители прошлого часто рассуждали о любви к Родине. Ф. Скорина даже выразил это чувство в яркой, поэтической форме. Произошёл обмен мнениями о важности темы в продолжающийся Год Малой Родины.
3. дискуссию «Экологизация современного философского мышления. Идея коэволюции природы и общества». Долго господствовавшие в западном мышлении идеи антропоцентризма (человек – главное существо на планете) явились одним из факторов имеющего место экологического кризиса. Философия ХХ века предложила смену «курса»: учёт интересов природы, забота о ней, сосуществование общества и природы. Свои мысли об этом высказали обучающиеся.
4. круглый стол «Философский плюрализм и неклассическая философия». Студенты подготовили сообщения о разных школах неклассической философии. Какая из них более правильная и важная? Или все подходы равнозначны и имеют собственную ценность? Возможно ли сосуществование разнообразных мнений и подходов? Эти вопросы оказались в центре внимания.
24.09.18. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины доцент Корень Е. В. провела в группе БФ-31 филологического факультета мероприятия: 1) круглый стол «Моральные ценности и принципы как основания гражданской культуры личности». Моральный аспект – необходимая предпосылка принятия важных решений, в том числе в сфере политики. Об этом порассуждали студенты-филологи. 2) круглый стол «Роль этики и эстетики в формировании мировоззрения и системы ценностей личности». Был обсужден вклад философских дисциплин в формирования личности и ее ценностных ориентаций. 3) круглый стол «Философы античности и Средневековья о ценности Отечества». Были затронуты проблемы формирования патриотических взглядов в учениях мыслителей названных эпох. 4) дискуссию «Роль этических и эстетических знаний в формировании профессиональных компетенций специалиста в любой сфере деятельности». Студенты спорили о необходимости этических и эстетических компонентов в разных сферах трудовой деятельности. 5) дискуссию «Взаимодействие морали и права в общественной жизни». Студенты рассуждали о взаимодействии морали и кодифицированного права в обществе. 6) круглый стол «Честь и достоинство как категории оценки нравственного статуса личности». Была обсуждена значимость данных категорий для личности. 7) круглый стол «Экологическая культура как условие нравственности человека и общества». Студенты обсудили взаимосвязь принципов общества потребления и экологических проблем современной цивилизации. 8)круглый стол «Взаимосвязь нравственности и этикета в бытовом и деловом общении». Обсуждались правила и нормы обыденного общения. 9) круглый стол «Духовно-нравственное здоровье как условие физического здоровья человека». Обсуждалось соотношение нравственного и физического совершенства человека.
24.09.18. доцент Корень Е. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин провела в группе ПС-12 факультета психологии и педагогики круглый стол «Философы о ценности Отечества: от античности к Новому времени». Студенты подготовили и обсудили материал, отражавший взгляды философов разных эпох по теме патриотизма.
21 сентября 2018 года старший преподаватель Цацарин В. В. проводил семинарское занятие по философии в группе КДСз-11 заочного факультета культуры. В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины он провёл беседу «Философы древности о человеке и государстве». Студенты обсуждали проблемы взаимоотношений человека и государства, идеи, предлагавшиеся по данной проблеме в системах Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля и Эпикура.
20 сентября 2018 года старший преподаватель Цацарин В. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин на семинарском занятии по философии в группе ФК-22 факультета физической культуры провёл три воспитательные беседы, направленные на формирование культуры самопознания и мировоззрения.
На первой Роль философии в формировании мировоззрения человека» обсуждались варианты формирования мировоззрения человека, различных компонентов его структуры. Была отмечена важность философских построений в данном процессе.
Вторая тема «Взаимосвязь мировоззрения и философии» дала возможность осознать разницу между разными типами мировоззрения (обыденным, философским, религиозным и пр.). Была показана ограниченность обыденного мировоззрения и важность научных и философских концептов в мировосприятии современного человека.
Третья «Философия и нормы морали: влияние и взаимодействие» касалась возникновения философии. Студенты обсудили взаимосвязь принятых в обществе норм морали и философии.
20 сентября 2018 года старший преподаватель Цацарин В. В. проводил семинарское занятие по философии в группе ФК-23 факультета физической культуры. В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины он провёл круглый стол «Философы древности о человеке и государстве». Были обсуждены проблемы, затронутые Конфуцием, Сократом, Платоном, Аристотелем и Эпикуром о способах взаимодействия между человеком и государством.
19 сентября доцент Малахов Д. В. во время семинарского занятия с магистрантами дневной формы обучения в группе 8 по предмету «Философия и методология науки» в рамках повышения воспитательного потенциала дисциплины провёл воспитательные беседы.
Поликультурному воспитанию посвящена тема «Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления». Были обсуждены особенности осмысления мира на Востоке и Западе и те результаты в общественном развитии, к которым эти особенности привели.
«Тема патриотизма в философской мысли Беларуси». Мыслители прошлого стремились не только к просвещению, но и к патриотическому воспитанию простых людей. Уже у Кирилла Туровского можно найти патриотические интенции. Ф. Скорина воспел это чувство в очень образной, поэтической форме. Даже в условиях господства чужой культуры, мыслители обращали внимание на любовь к своей Родине.
«Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности» касается важности определения ценностных ориентаций, присущих современному человеку. Нужна ли философия в век информационных технологий. Заменят ли СМИ философию в формировании личностных качеств?
19 сентября доцент Малахов Д. В. во время семинарского занятия с магистрантами дневной формы обучения в группе 9 по предмету «Философия и методология науки» в рамках повышения воспитательного потенциала дисциплины провёл воспитательные беседы.
О разнице в подходах к осмыслению действительности и места в ней человека обсуждалось в беседе «Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления». Формирование поликультурного мышления, терпимости к иному мировосприятию важно для сохранения цивилизации.
«Тема патриотизма в философской мысли Беларуси». Можно сказать, что это «вечная» для нашей территории тема. Во время военных действий и в периоды мирного развития мыслители территории Беларуси не стеснялись высказывать важность любви к Родине.
Может ли личность сформироваться без философии? Жить полноценно, а не просто существовать? Беседа «Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности» дала возможность магистрантам обсудить эти вопросы.
18 сентября доцент Малахов Д. В. во время семинарского занятия с магистрантами дневной формы обучения в группе 5 по предмету «Философия и методология науки» в рамках повышения воспитательного потенциала дисциплины провёл воспитательные беседы.
Тема первой – «Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления» формировала поликультурное мышление. Была обсуждена разница между восприятием мира у восточного и западного мыслителя.
Вторая касалась формирования уважительного отношения к собственной Родине. «Тема патриотизма в философской мысли Беларуси» затронула развитие философской мысли нашей страны. Патриотическая тематика присуща многим нашим философам прошлого.
Третья затронула проблемы личностного развития: «Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности». Были отмечены те компоненты структуры личности, которые невозможно сформировать без философской рефлексии.
18 сентября 2018 года старший преподаватель Цацарин В. В. проводил семинарское занятие по философии в группе ФК-21 факультета физической культуры. В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины была проведена дискуссия «Древние философы о человеке и государстве». Студентам были предложены проблемные ситуации, посвящённые отличию подхода к функционированию и устройстве государства в теориях Конфуция, Платона и Аристотеля. Также были рассмотрены взгляды на то, как человек может достичь счастья, доминировавшие в классической античной философии (Платон, Аристотель) и в эпоху эллинизма (Эпикур).
18 сентября доцент Малахов Д. В. во время семинарского занятия с магистрантами дневной формы обучения в группе 6 по предмету «Философия и методология науки» в рамках повышения воспитательного потенциала дисциплины провёл воспитательные беседы.
Первая – «Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления» имела целью поликультурное воспитание. Обсуждалась разница стиля философствования, а, следовательно, и культурных, цивилизационных традиций Востока и Запада.
«Тема патриотизма в философской мысли Беларуси». Без изучения истории, в том числе и истории философии сложно сформировать патриота своей страны. А это важно в любое время. О том, как данная тема освещалась нашими мыслителями прошлого, обсуждали магистранты.
Тема «Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности» является более теоретической. Важность философских концепций в формировании личности неоспорима. Аксиологическая проблематика – неотъемлемая часть современной философии.
18 сентября доцент Малахов Д. В. во время семинарского занятия с магистрантами дневной формы обучения в группе 7 по предмету «Философия и методология науки» в рамках повышения воспитательного потенциала дисциплины провёл воспитательные беседы.
«Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления» демонстрировала разницу в восприятии мира и собственного места в нём, присущую мыслителям восточной и западной цивилизаций. Найти гармонию между названными подходами, означает ли это выход на новый уровень глобализации?
«Тема патриотизма в философской мысли Беларуси» касалась важнейшей задачи: формирования достойного гражданина Беларуси. Данная же тема была актуальна в философских размышлениях отечественных мыслителей разных эпох.
«Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности» определила особый статус философии в деле личностного развития человека. Без ценностей личность не существует. А без философии сложно говорить о ценностных ориентациях.
18 сентября 2018 года в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины («Философия») на семинарском занятии в группе М-41 (факультет математики и технологий программирования) старшим преподавателем Цацариным В. В. были проведены воспитательные мероприятия: 1. Беседа «Роль философии в формировании мировоззрения человека». Были определены факторы, определяющие мировоззрение и вклад философских систем, которые, с одной стороны, несут точные взгляды на мир (схожи с наукой), с другой, – направлены на формирование смысла жизни человека. 2. Дискуссия «Взаимосвязь мировоззрения и философии» оставила и решила проблемы, что в мировоззрении современного человека может быть отнесено к философии. 3. Беседа «Философия и нормы морали: влияние и взаимодействие» сосредоточила внимание на времени возникновения философии. Какие общепринятые нормы тогдашние мыслители возводили в ранг всеобщих? Прав ли был Сократ, связывая знание и мораль? Что из древних систем может применять современный человек? Студенты рассуждали на эти темы.
19.09.18. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины доцент Корень Е. В. провела в группе ФЭ-21 факультета физики и информационных технологий беседы: 1) «Моральные ценности и принципы как основания гражданской культуры личности». Обсуждалась роль моральных аспектов в политической системе общества. 2) «Значение гуманитарных знаний в условиях информационного общества». Была показано значение гуманитарных дисциплин в условиях новой цивилизационной парадигмы. 3) «Роль этических и эстетических знаний в формировании профессиональных компетенций специалиста в любой сфере деятельности». Была показана значимость этических и эстетических компонентов в разных сферах жизнедеятельности. 4) «Взаимодействие морали и права в общественной жизни». Обсуждалась роль моральных аспектов в правовой системе общества.
19.09.18. доцент Корень Е. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин провела в группе СР-15 факультета психологии и педагогики мероприятия: 1) круглый стол «Роль философских дисциплин в формировании мировоззрения и системы ценностей личности». Была обсуждена роль философии и иных родственных ей дисциплин в формировании человека и его взглядов на мир. 2) круглый стол на тему «Роль философских знаний в самопознании и самоопределении человека в жизни». Студенты рассуждали о роли философии в жизни человека и общества.
19.09.18. доцент Корень Е. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин провела в группе СР-15 факультета психологии и педагогики мероприятия: 1) круглый стол «Роль философских дисциплин в формировании мировоззрения и системы ценностей личности». Была обсуждена роль философии и иных родственных ей дисциплин в формировании человека и его взглядов на мир. 2) круглый стол на тему «Роль философских знаний в самопознании и самоопределении человека в жизни». Студенты рассуждали о роли философии в жизни человека и общества.
19.09.18. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины доцент Корень Е. В. провела в группе ФЭ-21 факультета физики и информационных технологий беседы: 1) «Моральные ценности и принципы как основания гражданской культуры личности». Обсуждалась роль моральных аспектов в политической системе общества. 2) «Значение гуманитарных знаний в условиях информационного общества». Была показано значение гуманитарных дисциплин в условиях новой цивилизационной парадигмы. 3) «Роль этических и эстетических знаний в формировании профессиональных компетенций специалиста в любой сфере деятельности». Была показана значимость этических и эстетических компонентов в разных сферах жизнедеятельности. 4) «Взаимодействие морали и права в общественной жизни». Обсуждалась роль моральных аспектов в правовой системе общества.
20.09.18. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин доцент Корень Е. В. провела в группах ПС-11 и ПС-13 факультета психологии и педагогики мероприятия: 1) 2) круглые столы «Роль философских дисциплин в формировании мировоззрения и системы ценностей личности», на которых студенты обсудили роль философии в формировании мировоззрения людей. 3) 4) круглые столы на тему «Роль философских знаний в самопознании и самоопределении человека в жизни». Студенты рассуждали о роли философии в жизни человека и общества.
17.09.18. доцент Корень Е.В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин провела для студентов 3 курса филологического факультета беседы 1) «Роль этики и эстетики в формировании мировоззрения и системы ценностей личности». Был отмечен вклад философских дисциплин в формирования личности и ее ценностных ориентаций. 2) «Моральные ценности и принципы как основания гражданской культуры личности» Были затронуты проблемы моральности политических решений, необходимости учета общечеловеческих ценностей в принятии решений. 3) «Взаимодействие морали и права в общественной жизни». Обсуждалась роль моральных аспектов в правовой системе общества. 4) «Философы античности о ценности Отечества». Были представлены идеи мыслителей, касающиеся патриотизма. 5) «Честь и достоинство как категории оценки нравственного статуса личности». Была обсуждена значимость данных категорий для личности. 6) «Смысл жизни и счастье как нравственные ценности». Обсуждались различные трактовки смысла жизни человека, предлагавшиеся философами. 7) «Экологическая культура как условие нравственности человека и общества». Обсуждалась взаимосвязь принципов общества потребления и экологических проблем современной цивилизации. 8)«Взаимосвязь нравственности и этикета в бытовом и деловом общении». Обсуждались правила и нормы обыденного и делового общения.
17.09.18. доцент Корень Е.В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин провела в группе БФ-31 филологического факультета воспитательные мероприятия: 1) круглый стол «Роль этики и эстетики в формировании мировоззрения и системы ценностей личности». Был обсужден вклад философских дисциплин в формирования личности и ее ценностных ориентаций. 2) дискуссию «Взаимодействие морали и права в общественной жизни». Студенты рассуждали о взаимодействии морали и кодифицированного права в обществе. 3) «Моральные ценности и принципы как основания гражданской культуры личности». Обсуждалась основополагающая роль морали в формировании активной гражданской позиции личности. 4) дискуссию «Философы античности и Средневековья о ценности Отечества». Были затронуты проблемы формирования патриотических взглядов в учениях мыслителей названных эпох. 5) круглый стол «Честь и достоинство как категории оценки нравственного статуса личности». Была обсуждена значимость данных категорий для личности. 6) дискуссию «Роль этических и эстетических знаний в формировании профессиональных компетенций специалиста в любой сфере деятельности». Студенты спорили о необходимости этических и эстетических компонентов в разных сферах трудовой деятельности. 7) круглый стол «Духовно-нравственное здоровье как условие физического здоровья человека». Обсуждалось соотношение нравственного и физического совершенства человека. 8)круглый стол «Взаимосвязь нравственности и этикета в бытовом и деловом общении». Обсуждались правила и нормы обыденного общения. 9) круглый стол «Экологическая культура как условие нравственности человека и общества». Студенты обсудили взаимосвязь принципов общества потребления и экологических проблем современной цивилизации.
17.09.18. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины доцент Корень Е. В. провела в группе ПС-12 факультета психологии и педагогики воспитательные мероприятия: 1) круглый стол на тему «Роль философских дисциплин в формировании мировоззрения и системы ценностей личности». Студенты обсудили значение философии для личностного формирования человека. 2) круглый стол на тему «Роль философских знаний в самопознании и самоопределении человека в жизни». Студенты рассуждали о роли философии в жизни человека и общества.
17 сентября 2018 года старший преподаватель Цацарин В. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин на семинарском занятии по философии в группе ГР-21 геолого-географического факультета провёл ряд бесед воспитательного характера. Первая из них – «Роль философии в формировании мировоззрения человека» – выявляла факторы, определяющие мировосприятие людей и отмечала значение философских систем в осмыслении мира.
Тема второй – «Взаимосвязь мировоззрения и философии» – показала студентам отличия мировоззрения и философии. В повседневной жизни мы ориентируемся с помощью обыденного мировоззрения. Но современный человек получает информацию не только при помощи собственного опыта и наблюдений. Научные теории, философские концепции явно или скрыто присутствуют в «повседневной» информации и влияют на человеческое сознание. Умение их выделять формировалось во время обсуждения.
Третья проблема – «Философия и нормы морали: влияние и взаимодействие» показывала роль общечеловеческих норм и правил в жизни общества и конкретного человека и их вклад в появление философии.
В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин старший преподаватель Цацарин В. В. на занятиях с группой ФК-21 11 сентября 2018 провёл несколько воспитательных мероприятий. Во-первых, состоялась беседа «Роль философии в формировании мировоззрения человека». Студентам было предложено порассуждать о том, как формируются взгляды человека на мир, что именно вносит философия в этот процесс.
Была обсуждена тема «Взаимосвязь мировоззрения и философии». Любая ли философская система является мировоззренческой? У всех ли людей в мировоззрении присутствуют философские компоненты? Когда философия оказывала наибольшее влияние на человека? В режиме диалога эти проблемы были обсуждены.
Рассуждая о возникновении философии, группа постаралась осветить проблему «Философия и нормы морали: влияние и взаимодействие». Мораль – это важнейший компонент человеческого общежития. Некоторые мыслители отводят ей роль в антропогенезе даже большую, чем формированию трудовых навыков.
10-15 сентября Н.О. Сиротко провела 9 круглых столов по теме «Гражданственность и патриотизм: источники формирования» со студентами групп ПО-11, ИТП-12, П-11, П-12, П-13, П-14, И-21, МД-22, МД-23.
13 сентября 2018 года проходили занятия по философии в группе ФК-23 факультета физической культуры. В рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин старший преподаватель Цацарин В. В. провёл воспитательные мероприятия.
На тему «Роль философии в формировании мировоззрения человека» было предложено рассуждение о том, какие компоненты мировоззрения может сформировать философия. И можно ли обойтись без неё, оставаясь цивилизованным человеком.
Беседа «Взаимосвязь мировоззрения и философии» затронула проблемы исторической сущности мировоззрения. Обсуждались разные эпохи и то влияние, которое могла оказать философия на формирование взглядов людей на мир.
Среди факторов, повлиявших на развитие содержательных компонентов философии, всегда были нормы и ценности, принятые в обществе. Об этом говорилось при обсуждении темы «Философия и нормы морали: влияние и взаимодействие». Одни философы были ярыми сторонниками морали, другие их критиковали и переоценивали. Почему так было, пытались понять студенты-физкультурники.
13.09.18. доцент Корень Е. В. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин провела для студентов 1 курса факультета психологии и педагогики беседы 1) ««Категорический императив» И. Канта и его влияние на культуру». Были обсуждены идеи немецкого мыслителя, касающиеся морали и долга. 2) «Философы о ценности Отечества: белорусские просветители о патриотизме». Были обсуждены идеи отечественных мыслителей, касающиеся темы любви к Родине. 3) «Вклад белорусской философской мысли в развитие восточнославянской и мировой культуры». Обсуждалась роль мыслителей территории Беларуси для развития локальной и мировой культуры.
6.09.18 в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины доцент Корень Е. В. провела для студентов 1 курса факультета психологии и педагогики беседы: 1) «Роль философских дисциплин в формировании мировоззрения и системы ценностей личности». Обсуждались проблемы формирования целостной и всесторонне развитой личности. 2) «Роль философских знаний в самопознании и самоопределении человека в жизни». Обсуждалось место философии в жизни человека.
7.09.18 в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины доцент Корень Е. В. провела для студентов 1 курса факультета психологии и педагогики беседы 1) «Роль философских дисциплин в формировании мировоззрения и системы ценностей личности». Был отмечен вклад философии, этики, эстетики, логики в формирования мировоззрения человека. 2) «Роль философских знаний в самопознании и самоопределении человека в жизни». Обсуждалось место философии в жизни общества. 3) «Философы о ценности Отечества: от античности к Новому времени». Были обсуждены идеи мыслителей разных стран и эпох, касающиеся темы патриотизма.
8.09.18. в рамках повышения воспитательного потенциала преподаваемой дисциплины доцент Корень Е. В. провела для студентов 3 курса филологического беседы 1) «Роль этических и эстетических знаний в формировании профессиональных компетенций специалиста в любой сфере деятельности». Была показана значимость этических и эстетических компонентов в разных сферах жизнедеятельности. 2) «Взаимодействие морали и права в общественной жизни». Обсуждалась роль моральных аспектов в правовой системе общества. 3) «Значение гуманитарных знаний в условиях информационного общества». Обсуждалось место гуманитарных наук в современном мире.
С трудовых будней начался учебный год на кафедре философии — в конце августа преподаватели кафедры В.А. Одиноченко, В.В. Цацарин и А.Д. Павловец приняли активное участие в покраске аудиторий корпуса 2.